|
18 августа 2011, Москва. Пресс-релиз
Минздрав
"покупает" профилактику ВИЧ-инфекции за 85 млн. на 39 дней,
а НКО обещают осуществить общественный контроль за ее реализацией
Забота о здоровье граждан или освоение бюджета?
НКО в профилактике ВИЧ-инфекции оставлены не у дел
18 августа 2011, Москва. Министерство здравоохранения и
социального развития РФ 11 августа в рамках Национального проекта
"Здоровье" объявило конкурс на реализацию мероприятий по профилактике
ВИЧ-инфекции[1]. За 39
рабочих дней "профилактическими" мероприятиями должно быть охвачено
123 062 "больных наркоманией и гомосексуалистов" (как указано в
конкурсной документации) в 8 федеральных округах.
В 2011 году
Минздравсоцразвития предприняло ряд мер по организации мероприятий в области
профилактики ВИЧ-инфекции. Так, в июне прошли встречи с неправительственными
организациями, работающими в области ВИЧ/СПИДа, объявлен и осуществлен сбор
предложений от них по организации профилактических мероприятий. На заседании
Правительственной комиссии по вопросам профилактики, диагностики и лечения
заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) 2 июня
глава ведомства Татьяна Голикова сообщила, что "На реализацию программ по профилактике и лечению ВИЧ-инфекции
неправительственным и пациентским организациям будут выделены целевые гранты на
500 млн. рублей".[2] Было озвучено и признание того, что
неправительственные организации имеют богатый опыт работы в этой сфере и "продвинутые программы профилактики и
работы с уязвимыми группами". Сначала это вызывало неоднозначные
отзывы со стороны не избалованных таким вниманием представителей гражданского
общества (от недоверия к вдруг появившейся открытости и кажущейся готовности к
диалогу, до оптимистических ожиданий от такого кардинального изменения в
поведении министерства).
Спустя
два месяца, когда были объявлены практические детали мероприятий по
профилактике, стало понятно, что под "продвинутыми программами
профилактики и работой с уязвимыми группами" чиновники, готовящие
конкурсную документацию и ответственные за реализацию мероприятий по
противодействию ВИЧ/СПИДу, подразумевают информирование в течение 39 дней 123 062 "представителей уязвимых групп"[3] о месте и графике учреждений
здравоохранения и о расписании специалистов-консультантов учреждений
здравоохранения, и
оценивают это в 85,6 млн. руб. В
рамках еще одного лота на разработку элементов информационной кампании
"АнтиВИЧ"[4]
стоимостью 30,1 млн. руб., осуществляется подготовка макетов информационных
материалов, но не предусмотрено их размещение или распространение. Таким
образом, профилактические мероприятия в 2011 году не будут даже подкреплены
никакими информационными материалами.
Получается,
что из 500 млн. в рамках объявленных конкурсов на работу НКО выделено лишь 17%
средств. При этом, несмотря на заявления представителей министерства о
грантовом характере поддержки мероприятий по профилактике, их финансирование
будет происходить на коммерческой основе, что противоречит самой сути
деятельности некоммерческих организаций. Принцип оплаты по факту выполнения
работ ставит НКО в затруднительное положение, так как, имея преимущественно
целевое финансирование, многие из них не имеют возможности вкладывать
собственные средства в ожидании компенсации выполненных работ и несут
существенные риски.
Вызывает
недоумение и методика расчета целевых показателей конкурса – количество
клиентов (людей, живущих с ВИЧ) по федеральным округам. Этот показатель
рассчитан от общего населения, невзирая на имеющиеся существенные различия в
эпидемиологической ситуации по федеральным округам. Например, если сравнить
данные округов с самыми высокими показателями зарегистрированных случаев
ВИЧ-инфекции (Приволжский ФО) с самыми низкими (Северо-Кавказский ФО), то число
зарегистрированных людей, живущих с ВИЧ, отличается в 23 раза, при этом кол-во
клиентов отличается всего в 3,7 раз. В Дальневосточном, Южном,
Северо-Кавказском округах целевые показатели превышают половину от
зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции, а
в Северо-Кавказском округе даже планируется привлечь на треть больше
клиентов, чем уже зарегистрировано людей с ВИЧ, что с учетом отведенного на
мероприятия времени (39 дней) весьма сомнительно.
Объявленный
конкурс вызвал много критических отзывов со стороны представителей гражданского
общества и экспертов, а НКО были фактически дезинформированы в части объема поддержки,
вида поддержки (коммерческий контракт вместо гранта) и приоритетности работы с
НКО. Предложения, подготовленные НКО и озвученные на проведенных в министерстве
встречах, оказались невостребованными. НКО отведена малозначимая роль внешних
агентов-посредников медицинских учреждений по набору пациентов, а их
собственный потенциал, как и потребности людей, живущих с ВИЧ, в
информировании, консультировании, социальном сопровождении, развитии
приверженности лечению – поддержки и признания не нашли.
Примечательно,
что готовность НКО к участию в профилактических мероприятиях на таких условиях
оценивается по-разному: "С одной
стороны, вряд ли уважающие себя НКО
заинтересованы нанести вред своей репутации, ввязавшись в такую
сомнительную деятельность. Однако вполне вероятно, что найдутся и те, кто
безропотно примет отведенную им роль. Ведь при отсутствии в проводимой
деятельности какой бы то ни было системы оценки эффективности мероприятий,
несложно обложиться бумагами и отрапортовать, что все выполнено, - заявляет
председатель правления Межрегиональной общественной организации «Сообщество людей,
живущих с ВИЧ» Андрей Злобин. – К сожалению, менять что-то в этом конкурсе
на данном этапе уже поздно. Учитывая, что до конца года не получится
реализовать сколько-нибудь значимых для эффективной профилактики мероприятий с
большим охватом, даже при объявлении дополнительных конкурсов можно утверждать,
что в 2011 году профилактика провалена, а выделенные в бюджете деньги на
профилактику в этом году израсходованы нерационально. В том случае, если
найдутся исполнители и конкурс состоится, мы намерены осуществлять общественный
контроль за реализацией мероприятий. Мы также намерены направить в
Минздравсоцразвития наши критические замечания относительно объявленных
конкурсов и конструктивно обосновать недопустимость подобной практики
организации профилактических мероприятий в будущем. Основные требования
заключаются в необходимости предусматривать адекватные сроки выполнения работ,
адекватные механизмы выделения средств НКО и адекватное содержание услуг по
профилактике".
Сотрудники
общественной организации также отмечают, что выделение значительных средств на
мероприятия и выполнение целевых показателей большого порядка (тысячи человек) на
протяжении многих лет требуют стратегического подхода. "В отсутствие единой национальной стратегии профилактики
ВИЧ-инфекции предлагаемые мероприятия нельзя назвать взвешенным ответом на
проблему стратегического плана. Не будучи связанными с мероприятиями,
реализованными в прошлом, и при отсутствии преемственности и внятных планов
профилактики на среднесрочную перспективу, данные мероприятия можно
охарактеризовать как разрозненные во временной перспективе, непоследовательные,
приоритетность которых совершенно не обоснована", - резюмирует Андрей
Злобин.
Контакты для СМИ:
a_zlobin@positivenet.ru, +7 903 710 9804, +7 499 128 7648 Андрей Злобин.
Справка
МРОО
"Сообщество людей, живущих с ВИЧ" создана в 1998 году как организация
пациентов – людей, живущих с ВИЧ. Миссия организации - повышение качества жизни
людей, живущих с ВИЧ. МРОО "Сообщество ЛЖВ" реализует на национальном
уровне проекты и программы, направленные на развитие социальных услуг и доступа к лечению и поддержке
для людей, живущих с ВИЧ, формирование
приверженности диспансеризации и лечению, профилактику ВИЧ-инфекции, повышение
информированности и уровня знаний о ВИЧ-инфекции и лечении.
Приложение: Аналитическая записка об
организации мероприятий в области профилактики ВИЧ-инфекции в 2011 году.
[3] Согласно конкурсной документацией – "больные наркоманией", "гомо- и бисексуалисты", "больные заболеваниями, передающимися половым путем".