Критический
анализ Решения СПЭК Правительства Пензенской области «Состояние заболеваемости
ВИЧ-инфекцией на территории Пензенской области, организация профилактической
работы»
от
30.06.2011г. (Протокол №1)
Согласно материалам СПЭК за 5 месяцев 2011г. в Пензенской области было вновь зарегистрировано 92 случая ВИЧ-инфекции, что соответствовало аналогичному периоду прошлого года, и было оценено ОЦ СПИД как «незначительный прирост» новых случаев. По данным Управления Роспотребнадзора по Пензенской области за 6 месяцев было зарегистрировано 102 случая (т.е. за месяц было зарегистрировано 10 случаев ВИЧ-инфекции), а показатель заболеваемости был выше, чем за аналогичный период 2010г. на 6,1%.
Таким образом, за первое полугодие 2011г. число вновь выявленных случаев ВИЧ-инфекции было в два раза больше, чем ежегодно регистрирующееся количество случаев за последние годы (по данным СПЭК ежегодно в области регистрировалось 90-100 человек).
В Решении СПЭК констатируется факт более низкой пораженности населения Пензенской области ВИЧ-инфекцией, чем в России и ПФО (в 4 раза), хотя оценка ситуации была бы более адекватной, если брать в расчет не количество проживающих на территории области ВИЧ-инфицированных жителей области, а количество выявленных людей, живущих с ВИЧ. По этим данным с момента начала наблюдения в Пензенской области выявлено 1979 ЛЖВ, из них в учреждениях УФСИН – 205. В Решении СПЭК отмечена другая цифра – около 1500 человек.
Решением СПЭК не определены (не названы)
причины относительно благополучной ситуации по ВИЧ в Пензенской области, не
проведен анализ сделанных ошибок, что делает неизбежным их повторение в
дальнейшем.
Относительное благополучие связано с успешным сдерживанием эпидемии в областном центре – за счет работы программы профилактики ВИЧ/СПИДа и других социально значимых инфекций среди уязвимых групп населения (наркозависимые, секс-работницы). Эту программу в Пензе реализовывал ОФ «АнтиСПИД» в партнерстве с государственными медицинскими учреждениями, ключевым из которых является Областной центр специализированных видов медицинской помощи. |
Последствия неадекватного реагирования на развитие эпидемии в Пензенской области Решением СПЭК замалчиваются, хотя требуют тщательного анализа. Примером неадекватного и непрофессионального реагирования на развитие эпидемии является г.Кузнецк. По данным Управления Роспотребнадзора по Пензенской области в первом полугодии 2011г. было зарегистрировано 2 случая заболевания ВИЧ-инфекцией детей, оба произошли в г. Кузнецке. В первом случае заражение произошло в период беременности, поскольку ВИЧ-инфицированная мама, употреблявшая наркотики, не посещала женскую консультацию и не получила необходимого профилактического лечения в нужном объеме. Во втором случае «ребенок родился от ВИЧ-инфицированной матери здоровым, но впоследствии был заражен матерью, являющейся шприцевой потребительницей наркотиков, при медицинском уходе на дому». Эта ситуация требует пристального внимания прокуратуры.
Оба случая обусловлены нежеланием органов власти в г. Кузнецке реализовывать профилактические программы среди потребителей инъекционных наркотиков (ПИН). Аналогичная ситуация складывается и в г.Пензе: при значительно числе проживающих в городе ПИН/ЛЖВ направление их в профилактические программы и анализ участия в них ЛЖВ/ПИН Областным центром СПИД проведен не был. |
Очевидно, что
сложившаяся ситуация не соответствует требованиям ряда регламентирующих документов, соблюдение которых является обязательным для граждан,
индивидуальных предпринимателей и юридических лиц:
- постановлению Главного государственного
санитарного врача по Пензенской области от 04.05.2011 № 2 «О проведении
дополнительных мероприятий, направленных на противодействие распространению
ВИЧ-инфекции среди населения Пензенской области»;
- санитарно-эпидемиологическим правилам СП
3.1.5.2826010 «Профилактика ВИЧ-инфекции».
Это тем более очевидно, поскольку Решение СПЭК констатирует наличие ряда особенностей развития эпидемии в 2011г. и делается вывод: ситуация по заболеваемости ВИЧ-инфекцией в Пензенской области нестабильная и имеет тенденцию к выходу на очередной эпидемический подъём. Очередной подъем заболеваемости будет связан с быстрым распространением ВИЧ среди ПИН, проживающих в Пензе.
О неизбежном ухудшении ситуации в Пензе и области, связанном с распространением «аптечной» и «хозяйственной» наркомании в условиях неэффективной первичной профилактики наркомании органы власти региона и Минздравсоцразвития Пензенской области информировались на протяжении последних двух лет регулярно. Предлагалось расширить активность профилактических программ среди ПИН как в Пензе, так и за ее пределами. Приводились аргументы, свидетельствующие об эффективности программы, работающей в Пензе и экономической целесообразности ее дальнейшей реализации. Эти предложения были поддержаны Управлением Роспотребнадзора по Пензенской области. В настоящее время решение о финансировании программы не принято, ее работа в Пензе с августа 2011г. прекращена. |
Констатирующая
часть Решения СПЭК завершается рядом положений, сводящихся к необходимости
решения стратегической задачи – «выработке мотивации
населения на принятие ЗОЖ, воспитание культуры сексуальных отношений,
профилактика наркомании, ИППП и ВИЧ, особенно в группах риска». Эта задача с
завидной регулярностью ставится перед заинтересованными организациями и
ведомствами с середины 90-х годов, но результаты ее выполнения весьма плачевны
и характеризуются ухудшением показателей заболеваемости. В Решении также
отмечено, что мероприятия Приоритетных Национальных Проектов не могут оказывать
влияния на профилактику новых случаев заражений ВИЧ.
В Решении уделяется внимание необходимости финансирования подпрограмм профилактики ВИЧ-инфекции, недостаточность которого «сдерживает объемы проводимой профилактической работы».
В Решении СПЭК говорится именно об объемах, а не о качестве профилактической работы и ее эффективности. Рискну предположить, что увеличение финансирования в условиях признаваемой СПЭК низкой кадровой обеспеченности заинтересованных организаций и неэффективного использованию имеющихся кадров (в чем мне довелось убедиться лично при «плановом выезде бригад Минздравсоцразвития» в р.п. Исса) не приведет к желаемому результату. |
СПЭК совершает
типичную ошибку, ориентируя исполнителей на первоочередное решение
стратегических задач, начисто игнорируя задачи тактические. Очевидно, что если
ухудшение эпидситуации связано с распространением ВИЧ среди ПИН, то и фокус
мероприятий должен быть направлен на эту целевую группу населения. Но СПЭК
ограничивается лишь рекомендацией «Обеспечить в полном объеме реализацию Постановления
Главного государственного санитарного врача по Пензенской области от
04.05.2011г.№ 2 «О проведении дополнительных мероприятий, направленных на
противодействие распространению ВИЧ-инфекции среди населения Пензенской
области» и санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.5.2826010 «Профилактика
ВИЧ-инфекции».
Если со стратегической задачей обеспечения профилактики
наркомании и инфекций, передаваемых половым путем (ИППП), которые обеспечивают
успех профилактики ВИЧ-инфекции, практически все ясно (трудно ожидать от
мероприятий, проводившихся полтора десятка лет и не давших результатов,
неожиданного успеха, связанного с Решением СПЭК в 2011-2012гг.), то
инструментов для решения тактической задачи организации работы с уязвимыми
группами населения СПЭК главам муниципальных образований не предлагает (как и вышеупомянутые нормативные документы, вышедшие в
2011г. из Роспотребнадзора). |
К сожалению, ряд предложений, направленных в Минздравсоцразвития Общественным фондом «АнтиСПИД», не был учтен и не обсуждался, хотя отдельные рекомендации Решения СПЭК можно считать уже выполненными. С этими предложениями, носящими предельно конкретный характер, Вы можете ознакомиться на нашем сайте, пройдя по ссылкам http://www.penza.aids.ru/downloads/MiO.htm и http://www.penza.aids.ru/downloads/model.htm.
Президент ОФ «АнтиСПИД» С.В.Олейник