Критический анализ Решения СПЭК Правительства Пензенской области «Состояние заболеваемости ВИЧ-инфекцией на территории Пензенской области, организация профилактической работы»

от 30.06.2011г. (Протокол №1)

 

Согласно материалам СПЭК за 5 месяцев 2011г. в Пензенской области было вновь зарегистрировано 92 случая ВИЧ-инфекции, что соответствовало аналогичному периоду прошлого года, и было оценено ОЦ СПИД как «незначительный прирост» новых случаев. По данным Управления Роспотребнадзора по Пензенской области за 6 месяцев было зарегистрировано 102 случая (т.е. за месяц было зарегистрировано 10 случаев ВИЧ-инфекции), а показатель заболеваемости был выше, чем за  аналогичный период 2010г. на 6,1%.   

Таким образом, за первое полугодие 2011г. число вновь выявленных случаев ВИЧ-инфекции было в два раза больше, чем ежегодно регистрирующееся количество случаев за последние годы (по данным СПЭК ежегодно в области регистрировалось 90-100 человек).

В Решении СПЭК констатируется факт более низкой пораженности населения Пензенской области ВИЧ-инфекцией, чем в России и ПФО (в 4 раза), хотя оценка ситуации  была бы более адекватной, если брать в расчет не количество проживающих на территории области ВИЧ-инфицированных жителей области,  а количество выявленных людей, живущих с ВИЧ. По этим данным с момента начала наблюдения в Пензенской области выявлено  1979 ЛЖВ, из них в учреждениях УФСИН – 205.  В Решении СПЭК отмечена другая цифра – около 1500 человек.

Решением СПЭК не определены (не названы) причины относительно благополучной ситуации по ВИЧ в Пензенской области, не проведен анализ сделанных ошибок, что делает неизбежным их повторение в дальнейшем.

 

     Относительное благополучие связано с успешным сдерживанием эпидемии в областном центре – за счет работы программы профилактики ВИЧ/СПИДа и других социально значимых инфекций среди уязвимых групп населения (наркозависимые, секс-работницы). Эту программу в Пензе реализовывал ОФ «АнтиСПИД» в партнерстве с государственными медицинскими учреждениями, ключевым из которых является Областной центр специализированных видов медицинской помощи.

 

Последствия неадекватного реагирования на развитие эпидемии в Пензенской области Решением СПЭК замалчиваются, хотя требуют тщательного анализа. Примером неадекватного и непрофессионального реагирования на развитие эпидемии является гузнецк.  По данным Управления Роспотребнадзора по Пензенской области в первом полугодии 2011г. было зарегистрировано 2 случая заболевания ВИЧ-инфекцией детей, оба произошли в г. Кузнецке. В первом случае заражение произошло в период беременности, поскольку ВИЧ-инфицированная мама, употреблявшая наркотики, не посещала женскую консультацию и не получила необходимого профилактического лечения в нужном объеме. Во втором случае «ребенок родился от ВИЧ-инфицированной матери здоровым, но впоследствии был заражен матерью, являющейся шприцевой потребительницей наркотиков, при медицинском уходе на дому». Эта ситуация требует пристального внимания прокуратуры.

 

    Оба случая обусловлены нежеланием органов власти в г. Кузнецке реализовывать профилактические программы среди потребителей инъекционных наркотиков (ПИН). Аналогичная ситуация складывается и в гензе: при значительно числе проживающих в городе ПИН/ЛЖВ направление их в профилактические программы и анализ участия в них ЛЖВ/ПИН Областным центром СПИД проведен не был.

 

Очевидно, что сложившаяся ситуация не соответствует требованиям  ряда  регламентирующих документов, соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц:

  - постановлению Главного государственного санитарного врача по Пензенской области от 04.05.2011 № 2 «О проведении дополнительных мероприятий, направленных на противодействие распространению ВИЧ-инфекции среди населения Пензенской области»;

  - санитарно-эпидемиологическим правилам СП 3.1.5.2826010 «Профилактика ВИЧ-инфекции».

Это тем более очевидно, поскольку Решение СПЭК констатирует наличие ряда особенностей развития эпидемии в 2011г. и делается вывод: ситуация по заболеваемости ВИЧ-инфекцией в Пензенской области   нестабильная и имеет тенденцию к выходу на очередной эпидемический подъём.  Очередной подъем заболеваемости будет связан с быстрым распространением ВИЧ среди ПИН, проживающих в Пензе.

 

  О неизбежном ухудшении ситуации в Пензе и области, связанном с распространением «аптечной» и «хозяйственной» наркомании в условиях  неэффективной первичной профилактики наркомании органы власти региона и Минздравсоцразвития Пензенской области информировались на протяжении последних двух лет регулярно. Предлагалось расширить активность профилактических программ среди ПИН как в Пензе,  так и за ее пределами. Приводились аргументы, свидетельствующие об эффективности программы, работающей в Пензе и экономической целесообразности ее дальнейшей реализации.

Эти предложения были поддержаны Управлением Роспотребнадзора по Пензенской области. 

В настоящее время решение о финансировании программы не принято, ее работа в Пензе с августа 2011г. прекращена.

 

Констатирующая часть Решения СПЭК завершается рядом положений, сводящихся к необходимости решения стратегической задачи – «выработке мотивации населения на принятие ЗОЖ, воспитание культуры сексуальных отношений, профилактика наркомании, ИППП и ВИЧ, особенно в группах риска». Эта задача с завидной регулярностью ставится перед заинтересованными организациями и ведомствами с середины 90-х годов, но результаты ее выполнения весьма плачевны и характеризуются ухудшением показателей заболеваемости. В Решении также отмечено, что мероприятия Приоритетных Национальных Проектов не могут оказывать влияния на профилактику новых случаев заражений ВИЧ.

В Решении уделяется внимание необходимости финансирования подпрограмм профилактики ВИЧ-инфекции, недостаточность которого «сдерживает объемы проводимой профилактической работы». 

 

В Решении СПЭК говорится именно об объемах, а не о качестве профилактической работы и ее эффективности.  Рискну предположить, что увеличение финансирования в условиях признаваемой СПЭК низкой кадровой обеспеченности заинтересованных организаций и неэффективного использованию имеющихся кадров (в чем мне довелось убедиться лично при «плановом выезде бригад Минздравсоцразвития» в р.п. Исса)  не приведет  к желаемому результату.

 

СПЭК совершает типичную ошибку, ориентируя исполнителей на первоочередное решение стратегических задач, начисто игнорируя задачи тактические. Очевидно, что если ухудшение эпидситуации связано с распространением ВИЧ среди ПИН, то и фокус мероприятий должен быть направлен на эту целевую группу населения. Но СПЭК ограничивается лишь рекомендацией «Обеспечить в полном объеме реализацию  Постановления Главного государственного санитарного врача по Пензенской области от 04.05.2011г.№ 2 «О проведении дополнительных мероприятий, направленных на противодействие распространению ВИЧ-инфекции среди населения Пензенской области» и санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.5.2826010 «Профилактика ВИЧ-инфекции».

 

Если со стратегической задачей обеспечения профилактики наркомании и инфекций, передаваемых половым путем (ИППП), которые обеспечивают успех профилактики ВИЧ-инфекции, практически все ясно (трудно ожидать от мероприятий, проводившихся полтора десятка лет и не давших результатов, неожиданного успеха, связанного с Решением СПЭК в 2011-2012гг.), то инструментов для решения тактической задачи организации работы с уязвимыми группами населения СПЭК главам муниципальных образований не предлагает (как и вышеупомянутые нормативные документы, вышедшие в 2011г. из Роспотребнадзора). 

 

К сожалению, ряд предложений, направленных в Минздравсоцразвития Общественным фондом «АнтиСПИД», не был учтен и не обсуждался, хотя отдельные рекомендации Решения СПЭК можно считать уже выполненными. С этими предложениями, носящими предельно конкретный характер, Вы можете ознакомиться на нашем сайте, пройдя по ссылкам http://www.penza.aids.ru/downloads/MiO.htm и http://www.penza.aids.ru/downloads/model.htm.

 

 

 

Президент ОФ «АнтиСПИД»                                                                    С.В.Олейник