Модель профилактики социально значимых заболеваний[1] в муниципальных образованиях Пензенской области

 

1. Описание проблемы.

За результаты профилактики социально значимых заболеваний (СЗЗ) в Пензенской области, как и в России в целом, отвечают профильные медицинские службы.  Они должны взаимодействовать с образовательными учреждениями. Школа является  оптимальной площадкой для организации и проведения профилактической работы - как с учащимися, так и с их родителями.

Сохраняющееся эпидемическое неблагополучие (рост заболеваемости или стабилизация на высоких цифрах, высокая пораженность населения) свидетельствует о недостаточном взаимодействии заинтересованных ведомств и невысоком качестве координации профилактической работы на территории Пензенской области.

Районы области испытывают дефицит подготовленных к самостоятельной профилактической работе и использованию современных технологий кадров.

Профилактическая работа  недостаточно структурирована, ее мониторинг и оценка по стандартным критериям не проводятся.

 

2. Обоснование основных направлений профилактической работы.

Профилактика наркомании и инфекций, передаваемых половым путем (ИППП), включая ВИЧ-инфекцию, должна ставить своей целью недопущение потребления наркотиков и увеличение возраста начала молодежью сексуальных отношений.

В ситуации, когда эта работа оказывается недостаточно эффективной,  фокус профилактики должен смещаться на уменьшение вредных последствий потребления наркотиков[2] и незащищенных сексуальных контактов[3].  

Программы уменьшения вредных последствий потребления наркотиков и сексуальных отношений должны быть направлены, в первую очередь, на группы высокого риска инфицирования и распространения СЗЗ: на потребителей наркотиков и лиц, оказывающие сексуальные услуги за плату, оказывающих наибольшее влияние на состояние общественного здоровья.

Если профилактические мероприятия среди групп высокого риска инфицирования и распространения ВИЧ оказываются недостаточно эффективными,  ВИЧ-инфекция, ИППП и гепатиты начинают чрезвычайно быстро распространяться внутри этих групп населения (высокие цифры показателей заболеваемости), что обеспечивает дальнейшее распространение этих заболеваний половым путем среди основного населения[4].

В случаях, когда удается сдержать распространение ВИЧ среди наиболее уязвимых групп населения, СЗЗ распространяются среди основного населения преимущественно половым путем менее интенсивно (на относительно низких цифрах показателей заболеваемости).

Помимо наиболее уязвимых групп населения в фокусе профилактических мероприятий должны находиться лица, практикующие незащищенные сексуальные отношения (вне зависимости от возраста).

Туберкулез – заболевание, сопутствующее асоциальному поведению и некоторым СЗЗ, среди которых ведущая роль принадлежит ВИЧ-инфекции и наркомании. Успешность профилактики туберкулеза во многом зависит от успешности привлечения наркозависимых и людей, живущих с ВИЧ (ЛЖВ),  к участию в  профилактических программах.

Лечение наркомании, ИППП, ВИЧ-инфекции, гепатитов и туберкулеза в известной мере является профилактическим мероприятием, поскольку способствует снижению рисков распространения СЗЗ.

 

Профилактика СЗЗ будет эффективной, если она проводится по следующим направлениям:

1.                  Первичная профилактика наркомании и ИППП (целевые группы – молодежь).

2.                  Уменьшение вредных последствий от немедицинского потребления наркотиков и незащищенных сексуальных отношений в наиболее уязвимых группах населения (основные целевые группы – потребители инъекционных наркотиков, секс-работницы, осужденные).

3.                  Программы профилактики последствий незащищенных сексуальных отношений, направленные на все возрастные группы населения (основные целевые группы – лица, практикующие незащищенные сексуальные отношения).

 

 

3. Содержание профилактической деятельности.

 

3.1. Подготовка кадров специалистов для организации и проведения профилактической работы.

3.1.1.      Кадры специалистов из систем здравоохранения и образования (наркологи, дерматовенерологи, инфекционисты, акушеры-гинекологи, эпидемиологи, специалисты по планированию семьи, психологи, валеологи и т.д.),  из правоохранительных органов.

Задачи

- предоставить специалистам стандартный набор информации и обучить их современным технологиям организации и проведения самостоятельной профилактической работы;

- подготовить специалистов к выполнению функций доверенного специалиста для соответствующих объектов профилактики;

- обучить навыкам формирования команд волонтеров и уличных социальных работников для проведения профилактики по принципу «равный обучает равного»;

- научить и создать условия для поддержки работы команды волонтеров;

- создать в районе мультидисциплинарную команду специалистов для организации и проведения профилактической работы.

 

 

 

 

Мероприятия:

1). Кадры специалистов готовятся на одном двухдневном семинаре-тренинге (12-часовая программа)[5].

2). Совместно с подготовленными специалистами тренерами проводится установочный двухдневный тренинг для неформальных молодежных лидеров по 12-часовой программе[6].

3) Подготовленными специалистами проводится серия тренингов для неформальных молодежных лидеров, формируется команда волонтеров[7].

4) Проводится знакомство команды молодежных неформальных лидеров, готовых к проведению профилактической работы по принципу «равный обучает равного», с командой доверенных специалистов, работающих в кабинетах дружественных молодежи.

 

3.1.2.      Неформальные молодежные лидеры.

Задачи

- предоставить молодежным лидерам стандартный набор информации и обучить тренинговым технологиям для проведения самостоятельной профилактической работы по принципу «равный обучает равного»;

- создать команду волонтеров из числа неформальных молодежных лидеров;

- мотивировать молодежных лидеров к поддержанию взаимодействия с доверенными специалистами и развитию волонтерских сетей.

Мероприятия:

1)                 Кадры молодежных лидеров готовятся для самостоятельной профилактической работы на двухдневных тренингах (12-часовая программа).

2)                 Специалистами проводится отбор волонтеров из числа  неформальных молодежных лидеров.

3)                 Волонтеры принимают участие в рабочей встрече с доверенными специалистами, знакомятся с работой кабинетов дружественных молодежи.

4)                 Специалистами проводится поддержка текущей работы волонтеров[8].

5)                 Волонтеры проводят самостоятельную профилактическую работу и информируют друг друга и доверенных специалистов о ее результатах[9].

 

3.1.3.      Уличные социальные работники.

Задачи

- подготовить команду уличных социальных работников из числа представителей наиболее уязвимых групп населения для самостоятельной профилактической работы по принципу «равный обучает равного»[10];

- обучить уличных социальных работников технологиям проведения информационной и исследовательской работы (мотивационное интервью, проведение мини-исследований, мини-тренингов);

- обучить уличных социальных работников технологиям проведения дотестового консультирования, проведение обследований на СЗЗ с помощью экспресс-тестов в полевых условиях;

- обеспечить взаимодействие уличных социальных работников с доверенными специалистами.

 

Мероприятия:

1). Уличные социальные работники ОФ «АнтиСПИД» проводят отбор представителей целевой группы для работы в программе.

2). ОФ «АнтиСПИД» обеспечивает обучение специалистов, работающих с наиболее уязвимыми группами, менеджменту программы, технологиям проведения мониторинга и оценки работы программы.

3) Доверенные специалисты проводят обучение уличных социальных работников технологиям уличной социальной работы, использованию экспресс-тестов в полевых условиях.

4) Доверенные специалисты обеспечивают текущую поддержку работы уличных социальных работников, мониторинг и оценку их деятельности.

 

4.                Создание инфраструктуры для проведения профилактической работы, координация, мониторинг и оценка.

4.1. Создание инфраструктуры для проведения профилактической работы.

Задачи

- обеспечить условия для получения субъектами профилактики необходимой информации и собственно средств профилактики (презервативы, шприцы и т.п.);

- создать возможности для проведения индивидуального консультирования и групповых занятий (тренингов);

- обеспечить методическую, информационную, практическую поддержку специалистам, занимающимся профилактической работой.

Мероприятия:

1)                 Ознакомление специалистов с опытом работы низкопороговых профилактических программ для молодежи (Центр «Доверие») и групп наиболее высокого риска инфицирования и распространения СЗЗ (программа уменьшения вредных последствий немедицинского потребления наркотиков  и профилактики СЗЗ среди женщин, вовлеченных в коммерческий секс).

2) Создается сеть кабинетов, дружественных молодежи (возможность получения информации, обследования, лечения);

3) Создать сеть кабинетов и доверенных специалистов, оказывающих низкопороговую медико-социальную помощь наиболее уязвимым группам населения.

4) Обеспечивается взаимный обмен информацией в согласованных объемах, областными организациями, ответственными за профилактику СЗЗ, осуществляется координация деятельности субъектов профилактики в районах области, проводится веерная рассылка информации с помощью сети Интернет.

 

4.2.            Координация, проведение мониторинга и оценки профилактической деятельности.

Задачи

- создать орган межведомственной координации профилактической работы в районе;

- определить ответственного за координацию профилактической работы;

- разработать индикаторы для проведения мониторинга профилактической работы, проводить оценку профилактических мероприятий и качества работы специалистов по стандартным критериям, используя компьютерные технологии;

- организовать систему сбора информации о проводящейся профилактической работе;

- оперативно корректировать профилактическую работу на основе данных МиО.

 

Мероприятия:

1)                 Создается координирующий профилактическую работу орган (совет, комитет или др.) под руководством главы (заместителя главы) районной администрации.

2)                 Определяется организация (специалист), ответственный за координацию профилактической работы в районе, сбор и анализ информации о ее проведении (например, отдел по делам молодежи).

3)                 Определяются и рекомендуются для использования субъектами профилактики разработанные в Пензенской области и за ее пределами профилактические программы. 

4)                 Проводится мониторинг профилактической работы по установленным индикаторам и оценка ее эффективности с помощью компьютерных технологий (Приложение №1).

5)                 Не реже 1 раза в квартал анализируются результаты профилактической работы, 2 раза в год направляется отчет в областной координационный центр по установленной форме (Приложение №2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



[1] Под социально значимыми заболеваниями понимаются инфекции, передаваемые половым путем, наркомания, ВИЧ-инфекция, туберкулез, гемоконтактные гепатиты.

 

[2] Вредные последствия потребления наркотиков с позиций защиты индивидуального и общественного здоровья: ВИЧ-инфекция, парентеральные гепатиты, передозировки, сосудистые и гнойные осложнения.

 

[3] Вредные последствия сексуальных отношений с позиций защиты индивидуального и общественного здоровья: нежелательная беременность и аборт, ИППП, включая ВИЧ-инфекцию.

 

[4] Стадии развития эпидемии ВИЧ-инфекции:

1.        Начальная -  ВИЧ поражает менее 5% наиболее уязвимых групп населения.

2.        Концентрированная: ВИЧ циркулирует, в основном, в наиболее уязвимых группах населения и поражает менее 5% от оценочной численности любой из этих групп, инфицированы ВИЧ менее 1% беременных женщин

3.        Генерализованная:

- ВИЧ поражает более 5% от оценочной численности любой из наиболее уязвимой групп населения, или

- инфицированы ВИЧ более 1% беременных женщин на территории, или

- инфицированы ВИЧ более 1% взрослого населения.

[5] Программа тренинга прилагается

[6] Программа тренинга прилагается

[7] За формирование команды участников тренинга отвечают психологи школ. Работой должно быть охвачено 15% учащихся школ района одного возраста с соблюдением гендерного баланса.

[8] Предоставление информационных материалов, профилактических материалов, оказание низкопороговой помощи обратившимся к доверенным специалистам.

[9] Работа с волонтерами проводится по программе POL (популярный общественный лидер)

[10] Подготовка команды уличных социальных работников и организация их взаимодействия с доверенными  специалистами проводится сотрудниками ОФ «АнтиСПИД» и непосредственно подготовленными специалистами